В вашем учете числятся дебиторская и кредиторская задолженности контрагента. При определенных условиях долги можно списать или зачесть.
Как списать долги
Как в бухгалтерском, так и в налоговом учете вы вправе списать только те долги, которые являются нереальными для взыскания. К ним, в частности, относят задолженности:
- по которым закончился срок исковой давности (три года с той даты, когда контрагент должен был погасить долг);
- компаний, которые исключены из ЕГРЮЛ;
- ликвидированных фирм;
- компаний, по которым судебный пристав принял постановление об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания долга (только по дебиторской задолженности).
Если долг просрочен, то это не является достаточным основанием для его списания.
Что нужно сделать для списания
Чтобы списать долг, бухгалтеру нужно:
- оформить инвентаризацию дебиторской или кредиторской задолженности и выделить долги, нереальные для взыскания;
- составить документы, которые служат основанием для списания. Это акт инвентаризации, бухгалтерская справка с обоснованием причин списания, приказ руководителя о списании долга. Потребуются и документы, которые обосновывают списание. Например, выписка из ЕГРЮЛ;
- отразить списание бухгалтерскими проводками;
- отразить списание в налоговом учете.
Как списать дебиторку
Порядок бухгалтерского и налогового учета этой операции зависит от того, есть в компании резерв по сомнительным долгам или нет. В бухгалтерском учете дебиторку списывают так:
- когда резерв есть, то проводкой Дебет 63 Кредит 60 (62, 76)
- когда резерва нет, то проводкой Дебет 91-2 Кредит 60 (62, 76)
Если у вас есть основания полагать, что долг рано или поздно будет погашен, сумму долга нужно учесть за балансом по дебету счета 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».
В налоговом учете действуют аналогичные правила. Дебиторку списывают:
- когда резерв есть – за счет резерва;
- когда резерва нет – за счет внереализационных расходов.
Как списать кредиторку
В бухгалтерском учете кредиторку включают в состав прочих расходов и списывают проводкой:
Дебет 60 (62, 76) Кредит 91-1.
В налоговом учете сумму долга учитывают как внереализационные доходы.
Когда можно провести взаимозачет
Вы вправе провести зачет между дебиторской и кредиторской задолженностями одного контрагента, если:
- требования однородные. Например, когда вы должны деньги и контрагент должен деньги;
- срок погашения каждого требования уже наступил.
Закон или договор не запрещают зачет. Например, по закону нельзя засчитывать долги, по которым закончился срок исковой давности 3 года.
Как оформить взаимозачет
Зачет можно провести в одностороннем или двухстороннем порядке. От этого зависит порядок оформления нужных документов. В первом случае согласие контрагента не нужно. Во-втором – вы составляете документы на зачет совместно.
Если зачет односторонний, составьте заявление о зачете встречных однородных требований. Документ должен быть направлен контрагенту.
Если зачет двухсторонний, оформите акт зачета. Документ должен быть подписан как вами, так и контрагентом.
Сервис «Главбух Аудит» автоматически формирует предзаполненную форму каждого из этих документов.
Как отразить взаимозачет в учете
После оформления документов о зачете сделайте в бухгалтерском учете проводку:
Дебет 60 (62, 76) Кредит 60 (62, 76).
В налоговом учете отражение этой операции зависит от метода расчета налогов, который вы применяете. Если вы считаете налоги по методу начисления, то операции по взаимозачету никак не учитывают.
Если вы применяете кассовый метод, то на дату оформления документов о зачете вы должны:
- отразить доходы (то есть считайте дебиторскую задолженность оплаченной);
- учесть расходы (то есть считайте кредиторскую задолженность погашенной). Исключение – суммы перечисленных вами авансов. Они к расходам не относятся.